81

Обновление: Март 12th, 2011

Первой была закончена Царскосельская дорога, поэтому и верстовые столбы прежде всего появились на ней. Здесь их было двадцать один. Первый столб, с солнечными часами, встал у Обуховского моста, последний — в Царском Селе, у Орловских ворот. Это единственный столб с высеченной датой — 1775, означавшей год окончания установки столбов на Царскосельской дороге. По Петергофской дороге сооружение верстовых столбов началось лишь в 1777 году, а закончилось в 1787 году, одновременно с окончанием строительства самой дороги. Всего их было двадцать семь. Первый из них был установлен у Калинкина моста, на левом берегу Фонтанки, по которой в 1766 году определялась южная граница города, а последний — в Петергофе, у Верхнего сада. (Вдоль Петергофской дороги, получившей название Петергофской першпективы, которая связывала Петербург с царскими резиденциями в Стрельне, Петергофе и с резиденцией Меншикова в Ораниенбауме, еще в петровское время были установлены деревянные верстовые столбы.)
«Мраморные пирамиды» долго несли свою службу. И только в 1920-х годах, с введением метрической системы измерения дорог, они потеряли свое практическое значение. Однако эти небольшие, тонко прорисованные и великолепно исполненные обелиски из разноцветных мраморов и гранитов придают исторический колорит современной застройке города.
Когда по проекту Ринальди возводили верстовые столбы вдоль перспектив, ведущих в город, по его же проекту были сооружены городские ворота для въезда в столицу. В конце 60-х годов XVIII века новой границей города стал Обводный канал. Его начали прокладывать от залива и к 70-м годам XVIII века довели почти до Лиговского канала. Из нескольких задуманных и спроектированных ворот осуществлены были только Лифляндские ворота (проект Ринальди), оформлявшие въезд в столицу со стороны Петергофской дороги. Они стояли на пересечении дороги с Обводным каналом, на его северном берегу. Эта часть дороги теперь называется проспектом Газа. Массивная одно-пролетная арка из «дикого камня» в 1781 году как бы закрепила въезд в город с северо-запада.
Ринальди оставил значительный след в архитектуре Петербурга. В течение более чем двух десятков лет интенсивной творческой жизни он строит и проектирует дворцы, возводит утилитарные постройки, культовые сооружения, говоря современным языком, создает «малые формы» — верстовые столбы и принимает участие в крупнейших конкурсах. Архитектурные сооружения Ринальди, созданные в нашем городе и спроектированные для него, при всем их разнообразии отмечены единым почерком. Правда, в зависимости от задач почерк этот то строже и лаконичнее, то прихотливее и изысканнее, но он всегда характеризует особенности Ринальди — мастера переходного времени.

Комментариев пока нет.
Вы должны войти чтобы добавить свой комментарий.