76

Обновление: Декабрь 14th, 2010

В отделе рисунка Эрмитажа среди фоторепродукций из Стокгольмской коллекции был опознан чертеж фасада дома Черкасова. Дата чертежа (конец 1740-х годов) свидетельствует, что в это время на месте старого уже был возведен новый большой дом. Существование такого дома полностью подтверждено археологическими исследованиями, проведенными в 1973 году. Изучение современных обмерных планов дома и сопоставление их с чертежами из Стокгольмской коллекции дают основание считать, что первый дом Черкасова петровского времени не был разобран, а полностью вошел в новое здание.
За время своего дальнейшего существования дом № 12 на Мойке подвергался тем или иным переделкам, однако капитально он был перестроен в начале XIX века. Именно в это время дом получил существующую ныне высоту и конфигурацию. Об этом свидетельствует план Санкт-Петербурга 1806 года. Тогда же, очевидно, была сделана архитектурная отделка фасада по набережной, в основных чертах сохранившаяся до нашего времени. Менялись лишь некоторые детали отделки. Имя архитектора, по проекту которого была произведена реконструкция дома и архитектурная отделка его, неизвестно. Но по характеру архитектуры, на наш взгляд, здесь бесспорно влияние А. Ринальди.
И действительно, внимательно присмотревшись к этому дому, нельзя не заметить в общем его строе определенного сходства с Мраморным дворцом. Здесь также нижний этаж трактован как цоколь, а в ризалите, расположенном по центральной оси здания, два верхних этажа объединены коринфским ордером. Ордер Мраморного дворца совершеннее, и все же основные его соотношения в обоих зданиях близки. Небезынтересно, что и для дома № 12 на Мойке прототипом капители, как и для Мраморного дворца, была коринфская капитель толоса (фолоса) в городе Эпидавре — круглого здания, перекрытого куполом, построенного в IV веке до н. э. древнегреческим зодчим Поликлетом-

Комментариев пока нет.
Вы должны войти чтобы добавить свой комментарий.