41

Обновление: Декабрь 8th, 2010

позиционной схемы Мраморного зала как зала одноярусного, как интерьера раннего классицизма. А ведь именно в интерьере Мраморного зала, в обработке его стен мрамором, в более сдержанных формах построения всего декоративного убранства, в отходе от орнаментальных мотивов барокко, в реалистической трактовке растительных форм орнамента и, наконец, в применении ордера были особенно заметны черты нарождающегося классицизма.
Шубинский зал примыкал к Мраморному залу, Парадной столовой, Лаковому залу и входил в анфиладу парадных помещений дворца, обращенных своими окнами к Неве. Анализ чертежей 1830-х годов и их сопоставление с «Описанием» 1785 года дает основание утверждать, что еще до работ Брюллова в убранство зала уже были привнесены отдельные орнаментально-декоративные элементы, бедные и сухие по рисунку, свидетельствующие о принадлежности к более позднему времени и другому мастеру. Однако весь композиционный строй зала и его основное декоративное убранство до середины XIX века соответствовали первоначальному замыслу Ринальди.
Для архитектурного решения Шубинского зала была характерна ясная композиционная схема. Система пилястр ионического ордера расчленяет стены зала. Пилястры и два горизонтальных членения — панель и карниз с невысокой, но упругой падугой перекрытия — являлись основой архитектурной композиции, которой подчинялось все декоративное убранство. Этой общей, достаточно сдержанной композиции отвечали и решение простого по своим членениям перекрытия, и схема паркета, для которой характерен четкий и довольно крупный рисунок.
Особое место в убранстве зала принадлежало скульптуре работы Шубина, почему он и был нами условно назван Шубинским. Четыре прямоугольных барельефа были сделаны на тему «Освобождение военнопленных». На двух из них, помещавшихся в простенках южной стены, запе-

Комментариев пока нет.
Вы должны войти чтобы добавить свой комментарий.