21

Обновление: Декабрь 7th, 2010

ного дела». Но на строительстве дворца трудились и сотни? безвестных крепостных мастеров, творивших в камне, дереве, бронзе. Их ждала общая судьба: отдав возведению блистательного дворца все силы, опыт и здоровье, со временем, будучи уже не в силах трудиться, они кормились «мирским подаянием».
Главный фасад Мраморного дворца был обращен к набережной Красного канала и к Летнему саду. Между выступами его — ризалитами — находился парадный двор — курдонер. Первоначально он отделялся от набережной канала монументальной декоративной стенкой. В центре стенки располагались украшенные бронзовыми золочеными розетками металлические ворота. Они были входом в парадный двор. Декоративные ниши и ложные окна с металлическими решетками подчеркивали местоположение ворот. Стенка-ограда выходила на красную линию, ее высота равнялась высоте первого этажа дворца. Стенка была облицована розовым гранитом. Такой же гранит покрывал и нижний этаж дворца. Включив этим каменную ограду в композицию главного фасада, Ринальди следовал и национальным русским традициям. Это соответствовало правилам застройки столицы, введенным в петровские времена. Курдонеры разрешалось сооружать лишь при условии непременного выведения на красную линию улицы чугунной или каменной ограды.
После того как П. Егоровым был построен Служебный дом, а Красный канал засыпан, стенка утратила свой композиционный смысл. Снята она была А. П. Брюлловым.
Главный — восточный — фасад дворца с парадным двором, обнесенным с севера и юга металлической решеткой, представляется нам композиционно и стилистически цельным и гармоничным. Однако зрительно он доступен теперь только со двора, и поэтому северный фасад, выходящий на набережную, и южный, обращенный к улице Халтурина, воспринимаются как главные.

Комментариев пока нет.
Вы должны войти чтобы добавить свой комментарий.